Статьи

​От ковра до скатерти: текстиль в интерьере

19.03.2017

Это сегодня для нас привычно на окно вешать шторы, на кровать стелить белье, на пол класть ковер, а на стол — скатерть. Наши далекие предки такой роскоши почти не знали, а если и знали — то только самые зажиточные из них.

Тем интереснее вспомнить, какую эволюцию прошел текстиль в интерьере и какие материалы используют сегодня.

Текстиль в разные эпохи
Первые ткани появились давно, и сначала из них шили только одежду. Потом начали использовать для мешков с продуктами, парусов и флагов; чуть позже — скатертей, и только по торжественным случаям. И лишь потом текстиль стал важной частью обстановки: им украшали стены, кровати, окна и столы. После чего шить все это начали в определенном стиле, который в то время был популярен.
В эпоху Ренессанса — XVI-XVII века — таким стилем был барокко, и для него использовали гобелены, шелк, велюр и бархат. Цвета выбирали холодные, темные и насыщенные, расшивали золотом и серебром, используя вензеля и прочие атрибуты роскоши. Сегодня таким текстилем оформляют классические интерьеры с помпезными нотами, часто — зады для высоких особ и торжественных приемов, оперные театры и правительственные здания.

В XVIII веке, в рамках рококо, стало модным изображать легкость и грацию, поэтому в ход пошли хлопок и шелк. Цвета стали ярче: лазурные, изумрудные, розовые, белые; а узоры — более игривыми и цветочными. Рококо тоже часто используют в классической обстановке, но сочетают с обилием света, гипсовыми и фарфоровыми фигурками, розами, кистями и бахромой. Для такого текстиля идеально подойдут хрустальные и серебряные подсвечники или посуда.
Вместе с ампиром текстиль вновь стал строгим и торжественным: вернулись однотонные ткани и золотая вышивка. Тогда это был индийский шелк, но сегодня используют чаще хлопок и жаккард.
В викторианском стиле (то есть в Англии XIX века) слились воедино классика и этнические мотивы: Англия активно осваивала культуру новых колоний, которая проникала и в интерьеры. В итоге гобеленовые шторы сочетались с шелковыми панелями в розах на стенах, а также — обивкой мебели в «огурцах».
В 20-30-е годы расцвел ар-деко, в котором текстилю почти не было места — за исключением строгих шелковых тканей в темных и золотых тонах. В современной версии их разбавляют и более яркими, из льна и бархата.
В 60-х, в рамках поп-арта, стало модным брать одну и ту же ткань для штор, обивки и ковров. При этом рисунок мог повторяться, а мог «перетекать» с одного предмета на другой, как бы развиваясь и продолжаясь. Интерьер в это время украшали акрилом, нейлоном, полиэстером и искусственным шелком в горошек, змейку, зигзаг, клетку или цветок. Поп-арту мы обязаны яркими контрастными расцветками, повторяющимися принтами (как с известной на весь мир Мерлин Монро у Энди Уорхолла) и всем тем, что позже стало модным в рамках китча и эклектики.
Во второй половине XX века стал популярным хай-тек: «стальные» оттенки, глянцевая синтетика, яркие монохромные цвета. Главное свойство тканей в этом стиле — гладкая поверхность, в качестве рисунков — контрастные орнаменты.
Параллельно ему развивался прованс, который, напротив, обращался к ностальгии, природе и сельскому быту. Здесь используют натуральные ткани — хлопок, лен, светлых тонов или вовсе не окрашенные, иногда — специально состаренные, блеклые, с изображениями цветов или фруктов.

Наконец, скандинавский минимализм привнес простоту и лаконичность. Ткани здесь тоже натуральные, но не всегда, главное — монохромные, без сложных оттенков и замысловатых узоров. Формы тоже простые, размеры стремятся к минимальным: например, скатерти-дорожки или небольшие коврики.
Что происходило со скатертью?
Скатерть тоже прошла длинный путь — как и другой текстиль. Ею пользовались еще в Древнем Египте, окрашивая натуральными красителями. В древнем Вавилоне скатерти украшали золотыми нитями и вензелями — почти как в эпоху барокко.
Наши славянские предки шили скатерти и полотенца из льна, окрашивая в белый цвет и расписывая цветными узорами, чаще всего — красными. Узоры были символическими: в них шифровали обращения к высшим силам, обереги и пожелания. Расшитые вручную, такие скатерти передавали в качестве приданного из поколения в поколение.
Затем скатерти прошли все те же этапы, что и другой текстиль в интерьере: от барокко до хай-тека. Менялась форма: квадратная, прямоугольная, круглая, наконец — скатерти-дорожки и плейсматы. Сегодня они — элемент сервировки и декора одновременно, причем и по праздникам, и в повседневной жизни.
Какими бывают скатерти и салфетки сегодня?
Сегодня шьют скатерти в разных стилях, и подобрать их можно под любой интерьер. Изменились лишь материалы, а дизайн стал чуть более демократичным и универсальным. Например, классические барочные скатерти шьют из жаккарда, который выглядит как шелк, с объемным рисунком из плетеных нитей. Используют материалы с пропиткой, которая защищает от влаги и не дает пятнам впитываться — такие скатерти можно спокойно очистить влажной салфеткой или постирать в стиральной машине, без специальных средств.
Наконец, появились скатерти-дорожки и подстановочные салфетки (плейсматы) из виниловых нитей. Такие делают Chilewich и Westmark: нити имитируют натуральный лен, проволоку, бамбук; расцветки — металлик или матовые, с эффектом мерцания и наслоения оттенков. Это — текстиль будущего, который подходит и для дома, и для открытой террасы, не боится солнечных лучей и частого мытья в посудомоечной машине. Идеально впишется в хай-тек, минимализм или эклектику.

Что будет дальше? Пока сказать трудно: каждый день появляются новые синтетические материалы, при этом не проходит мода на винтажные скатерти и эко-стиль — с его неокрашенным хлопком, льном и бамбуком. Главное, что есть выбор, а значит можно сервировать стол и украшать интерьер по вкусу, желанию и настроению.

Москва

111033, г. Москва, Таможенный проезд, д.6, стр. 3, офис 212

Телефон: +7 (495) 232-37-03
E-mail: info@radius-opt.ru

×

Корзина